Поиск:
 

Бизнес-план: Бизнес план услуги по взлому замков

Взлом сейфов, квартир и автомобилей — не только уголовно наказуемое преступление, но и весьма привлекательный бизнес. При условии, что потерпевшие сами вызывают специалистов, способных справиться с замками квартир, автомобилей и гаражей.


По статистике, каждый человек хотя бы раз в год теряет ключ от замка, что и формирует спрос на услуги легальных медвежатников. Юридических проблем — никаких. В Европе уже около десятка лет такого рода компаниям приходится получать лицензии наравне с теми, кто имеет дело с оружием, золотом и прочими товарами, оборот которых жестко контролирует государство. А в нашей стране эта деятельность не лицензируется. Впрочем, крупные участники рынка не против лицензирования, а скорее даже за.

— Мы постоянно говорим, что лицензировать этот вид бизнеса все–таки нужно, ведь в руках таких организаций находятся специальные технические средства, и они до сих пор не учтены. Скажем, в Санкт–Петербурге сегодня более 20 фирм, занимающихся «вскрытием», все они известны, активно рекламируются. Однако если копнуть поглубже, то, скорее всего, окажется, что в 70–80% случаев там работают люди, ранее судимые, — утверждает Андрей Винников, генеральный директор компании «ПетерКлюч». — И здесь возникает вопрос: если продавать ружье без разрешения или лицу с непогашенной судимостью нельзя, то почему тогда можно давать ему в руки инструмент, который легко использовать в преступных целях?

К более жесткому регулированию рынка чаще всего стремятся крупные компании — чтобы очистить поле деятельности от мелких конкурентов и затруднить их работу. Но пока для того, чтобы легализовать «квартирное дело», достаточно зарегистрироваться в налоговой инспекции и получить разрешение на… металлоремонт.

При этом не нужно путать фирмы, специализирующиеся на вскрытии замков, со службами спасения, которые также на коммерческой основе, оказывают услуги по экстренному открыванию запертых дверей. Но если первые их действительно открывают, виртуозно управляясь с целым набором уникальных инструментов, то излюбленные методы спасателей — пролезть в окно и открыть квартиру изнутри или просто срезать петли.

Большой секрет

— Можно ли утверждать, что человек с улицы, ничем подобным прежде не занимавшийся, легко запустит такой бизнес? Думаю, нет, — говорит Андрей Винников. — Это сфера, где даже руководитель фирмы должен все-таки разбираться в замках. Практика показывает: большинство людей, занимающихся этим видом бизнеса, работают очень давно и имеют большой опыт, причем в основном это выходцы из мастерских металлоремонта.

Что ж, вполне логично. Но справедливости ради заметим: мастерских подобного рода в стране десятки тысяч, а людей, которым любые технические устройства готовы покорно подчиняться, в России всегда было достаточно. Социальная база для такой предпринимательской деятельности у нас есть. Главное — разобраться в особенностях и нюансах.

Действительно, чаще всего именно владельцы мастерских, недовольные низким уровнем доходов от мелкого металлоремонта, пытаются расширить спектр оказываемых услуг и начинают заниматься вскрытием и ремонтом замков — это логичный шаг. Тем более что для состоявшихся мастерских это не требует больших дополнительных затрат.

Более серьезный подход к бизнесу предполагает создание правильной, понятной для контрагентов компании. Это позволяет напрямую (при соблюдении определенных условий) заключать договоры с производителями замков на оказание сервисных услуг покупателям их продукции, а также с промышленными предприятиями и крупными организациями (в том числе банками), где обслуживание замков — не просто привычная, но еще и весьма важная процедура. Вот почему в верхнем слое компаний, пытающихся развивать бизнес по вскрытию замков, очень мало тех, кто не предлагает и различные сервисные услуги. Точно так же индивидуальные предприниматели, ориентирующиеся на узкий круг клиентов, не пытаются делать ставку на вскрытие замков и чаще всего берутся за любые профильные работы, ориентируясь на спрос жителей своего микрорайона или посетителей рынков, — именно там владельцы киосков с вывеской «Металлоремонт» до сих пор находят массового потребителя своих услуг.

Тогда в чем разница? Как минимум в технологиях, применяемых крупными компаниями и их более мелкими коллегами. Известно, что пресловутому человеку с улицы производители и поставщики сложного профессионального оборудования для вскрытия замков свой товар не продадут — им хочется быть уверенными в том, что «техника двойного назначения» будет использоваться для достижения благих целей. Кроме того, такое оборудование довольно дорого, и трудно предположить, что предприниматель, для которого вскрытие замков — лишь одна из статей дохода, приобретет его. А народ у нас все чаще покупает недешевые, сложные замки с высокой степенью защиты от взлома — жизнь-то налаживается. Вот здесь и проходит водораздел между теми, для кого вскрытие дверей — профильное направление, и теми, кто готов сразиться с любым замком, вооружившись молотком и отверткой, но за результат не отвечает.

Чтобы вести в этой нише серьезный бизнес, необходимы вложения в имидж, узнаваемость, солидность, иначе трудно рассчитывать на рекомендации, которыми интересуются поставщики профоборудования, — настаивают представители «первой лиги». «В этот бизнес людей пускают с трудом. И неохотно соглашаются обучать новичков, раскрывать секреты работы. А на Западе это вообще семейный бизнес, поскольку в нем слишком много тайн. Путь от мастерской до крупной компании, предлагающей все виды услуг, связанных с замками, долог. Но зато это наиболее правильный путь, который позволит вашей фирме стать квалифицированной и уважаемой. И, возможно, не только в своей стране», — утверждает Андрей Винников.

Взломщиков по справочнику не ищут

Рекламироваться в печатных изданиях особого смысла нет. «Вы представьте себя на месте человека, который потерял ключ и стоит под дверью, — объясняет Андрей Винников («Петер-Ключ»). — Вряд ли он носит с собой «Желтые страницы». Он достанет мобильный телефон и позвонит в справочную службу. Поэтому обязательно заявите свою фирму именно в таких службах». Впрочем, реклама в телефонных справочниках и районных газетах, как правило, недорога, так что поместить ее все равно стоит. Могут сработать и листовки, если разбросать их по почтовым ящикам в своем районе. Ну и, наконец, всегда полезна реклама в Интернете.

Дело мастера пугает

Даже если у вас много денег и неплохие связи, позволяющие приобрести современный инвентарь, с которым можно взламывать хоть сейфы Центробанка, главная проблема останется. Это поиск квалифицированных мастеров. И вот это действительно сложно. Те немногие специалисты, которые есть, уже работают в крупных фирмах, а специальных средних учебных заведений, о дефиците которых не раз писал «Бизнес–журнал», в России мало. Учебники… Вы когда–нибудь видели в книжном магазине пособие по вскрытию замков? Вот в том–то и дело. В итоге все более или менее крупные компании вынуждены либо учить новичков с нуля (но для этого нужен хотя бы один настоящий мастер), либо переманивать подающих надежды специалистов из небольших мастерских. Кстати, базовое обучение и поставка оборудования — еще одно из направлений деятельности известных фирм. Так, в «ПетерКлюч» предлагают курс обучения специалиста по сервисному обслуживанию замков за 15 тысяч рублей, а работать на станке, если он будет приобретен в этой же компании, обещают научить бесплатно. Впрочем, наивно было бы полагать, что таких базовых навыков, как копирование ключей, знание принципов устройства замков, и практики со специалистом в мастерской и на выезде хватит для того, чтобы за короткий срок вырастить из подмастерья профессионала. На это уходят годы.

К станку!

Как выглядит идеальный «замочный» бизнес? Оборудование стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, обильная (пусть и недорогая) реклама, аренда офиса, штат специалистов, в котором должно быть не менее десятка мастеров, плюс парк автомобилей для работы на выезде. Итоговая сумма переваливает за 200 тысяч долларов, но объем стартовых вложений — далеко не гарантия легкого и стабильного заработка. Строго говоря, куда проще присмотреть за те же деньги привлекательную франшизу, обеспечивающую почти гарантированные доходы. Впрочем, есть и серединка — «эконом–класс», в этом сегменте стартовать куда проще.

Вообще–то мы должны гордиться нашей страной. В розничной продаже у нас представлен самый обширный в мире ассортимент замков. Однако такое разнообразие производителей и моделей не пугает «взломщиков» — на самом деле для того, чтобы изготовить ключ для любого замка, потребуется несколько видов станков — копировально-фрезерный (для копирования ключей), станки для сувальдных и сувальдно-помповых ключей, а также для ключей «пиновых» замков и ригельных ключей. Ничего ужасного, все эти наименования совершенно не пугают людей с хорошим техническим образованием. К тому же минимальный набор оборудования должен состоять из трех станков, которые обойдутся в 4 500–5 000 долларов. Еще пригодится электронно–механический сканер профиля ключей, что позволит не держать в штате профессионального мастера по изготовлению копий ключей и даже принимать временных работников, в том числе студентов, — это еще 3 500 долларов. И, наконец, обычный слесарный инструмент — гаечные ключи, напильники, дрели.

Как ни верти, минимальный набор оборудования для запуска мастерской обойдется в 10 000 долларов. Зато подобная экипировка позволит (при наличии опытного мастера, разумеется) вскрывать почти все замки, включая квартирные, автомобильные и сейфовые. Почему — почти? Увы, банковские хранилища и прочие двери с электронно–механическими кодовыми замками, а также автомобильные системы с иммобилайзерами останутся для вас закрытыми. Хотите открывать и их? Готовьте дополнительные 50–60 тысяч долларов.

Большого помещения для мастерской не требуется — для начала хватит и 6 кв. м, а заявки может принимать кто-то из родственников на домашнем телефоне. Но вот спокойных выходных у специалистов по вскрытию замков не бывает. Как мастерская, фирма вовсе не обязательно должна работать в выходные. Но конторе «по вскрытию» нужно функционировать в круглосуточном режиме.

Каковы нынешние цены на рынке? Изготовление одного ключа для входной двери — от 50 рублей при себестоимости заготовки в 5 рублей. Вскрытие обычной двери — от 700 рублей. Впрочем, мастер может открыть замок и за 10 минут, и за день: никто не даст гарантии на мгновенное вскрытие, такое бывает только в кино. Наиболее выгоден этот бизнес в послепраздничные дни, летний сезон, и, как ни кощунственно это звучит, в периоды увеличения числа квартирных краж.

Самые низкооплачиваемые услуги — вскрытие межкомнатных дверей, почтовых ящиков, комодов и т. п. Следом, по возрастающей, идут квартиры, затем — двери в госучреждениях. Ну а основной статьей доходов, скорее всего, станет изготовление ключей для автомобилей (порой до сотен долларов за ключ — при условии, что ваша мастерская умеет работать с иммобилайзерами и прочей автомобильной электроникой).

Участники рынка полагают, что средний срок окупаемости мастерской «эконом–класса» в крупном городе может составить около полугода.

Мастерская эконом–класса

Инвестиции

Оборудование:

  • Три станка для копирования ключей — $4 500
  • Сканер профиля ключей — $3 500
  • Слесарный и начальный инструмент для вскрытия — $1 500
  • Заготовки для ключей — $200–500 в месяц

Итого: $10 000.

Если нанимать мастера без своего автомобиля — плюс легковой отечественный автомобиль, например, ВАЗ–2105, б/у — $3 000.

Реклама — $500.

Срок окупаемости. Полгода.

Налогообложение. Льгот нет, самый удобный режим — ЕНВД.

Сертификаты и лицензии. Специальные не требуются. Обычно получаемое в налоговой инспекции разрешение на металлоремонт.

Среднее количество заказов в день. От 5 до 50 — на копирование ключа (от 50 рублей за копию), от 1 до 7 — на вскрытие замков (от 700 рублей за работу).

Клиенты. Обычные граждане, любые производственные и офисные предприятия, госучреждения.

Помещение. Минимальная площадь мастерской — 6 кв. м. Стоимость аренды — от $10 до $500 и выше за кв. м в год в зависимости от города и района (центральный или спальный).

Персонал. Минимум — один человек в мастерской и один на выезде. Оплата сдельная.

По ту сторону закона

По словам Андрея Винникова, с точки зрения криминала, это довольно «шаткий» вид бизнеса, участники которого балансируют на тонком лезвии. «Вы можете встать либо на эту сторону, либо на другую. Но «враскоряку» вам никто стоять не позволит. Люди, которые однажды придут к вам и попросят изготовить ключ по слепку, и вы согласитесь, в другой раз уже просто заставят сделать что–то противозаконное. И в этом опасность такого бизнеса». Бывали случаи, когда мастера просто по безалаберности открывали двери мошенникам (закон не обязывает спрашивать документы), а случалось, делали это уже в своих преступных целях. Поэтому главное здесь — не прятаться, а, наоборот, заявлять, что вы есть и не скрываете свою деятельность, — советует Винников. «Нужно вести свой бизнес рядом с добросовестными компаниями, активно использовать в работе собственный брэнд и делать ставку на партнерство с крупными российскими и зарубежными фирмами. Осторожно нанимайте сотрудников, тщательно их проверяйте. В принципе, если вы закажете их обучение в крупных компаниях, те сами их проверят и просто откажут им либо на собеседовании, либо в процессе обучения. Можно даже прийти в госучреждения, оставить визитку, сказать, что вы занимаетесь вскрытием и ремонтом замков, и предложить свои услуги. И будьте готовы к тому, что таким клиентам услуги придется оказывать безвозмездно. Зато вы приобретете ценные связи».

В общем, быть на виду полезно во всех случаях. И клиентов искать проще, и криминал не сунется — народ такого сорта, как известно, старается избегать публичности.

Из взломщиков — в супермены

Одним из вариантов развития бизнеса на вскрытии замков может стать создание частной службы спасения, а вернее, «аварийно–спасательной службы». Сегодня в нашей стране есть две такие организации — в Москве и Петербурге. И та, и другая пока денег не зарабатывают, но надеются, что когда–нибудь этот бизнес в России будет успешным.

— Мы входим в состав сил и средств МЧС России, — рассказывает Александр Мелитицкий, генеральный директор «Северо–западной региональной службы спасения». — Если произойдет крупная авария, «СЗРСС» в полном составе готова выехать на ликвидацию ее последствий. Такие выезды, так же, как и спасение людей от прямой угрозы жизни, служба производит за свой счет. Зато все бытовые вызовы являются платными.

Ежедневно в дежурную часть «СЗРСС» поступает до 30 звонков: бытовые случаи, необходимость срочно провести аварийно–спасательные работы, оперативная информация от экипажей «скорой помощи». Жизнь большого города всегда полна проблем, но это вовсе не значит, что частная спасательная служба зарабатывает на чужой беде.

Создание аварийно–спасательного формирования — дело хлопотное, затратное, требующее значительных финансовых вложений. Государственные службы существуют на бюджетные деньги, а частные фирмы стараются экономить на всем — на снаряжении, машинах, оборудовании. В итоге, получив ограниченную лицензию, такие компании не имеют допуска к определенным видам работ. Если же делать все «по максимуму», то вам придется потратить до $200 тысяч только на запуск подобного проекта. Сроки окупаемости в таком случае весьма туманны.

Так как же зарабатывать? Выезжать на платные вызовы. Совсем недавно работники компании вытаскивали из-подо льда снегоход незадачливого рыбака. Не задаром, конечно. Однако построить действительно прибыльный бизнес только за счет обслуживания «бытовых» ЧП невозможно... Даже в таком огромном городе, как Санкт–Петербург. Расценки невысоки — как правило, от 700 до 3 500 рублей за выезд.

Около 60% выручки уходит на зарплату спасателей, остальное — на текущие расходы и содержание техники. Вот почему, обосновавшись на основном, но не самом прибыльном рынке, руководитель «СЗРСС» принялся разрабатывать другое направление деятельности — обслуживание опасных промышленных объектов. Заключать договор со спасательными службами, по закону, обязано каждое предприятие, имеющее дело со взрывчатыми, горючими, токсичными и другими опасными материалами. Так, в Петербурге более 100 объектов экономики являются взрыво– и пожароопасными, а около 50 — химически опасны. Однако и эту, перспективную, на первый взгляд, нишу, не так–то просто занять. Предприятия не спешат подписывать с частными компаниями договоры, стараясь обойти закон и сэкономить средства.

Очевидно, что когда–нибудь спасательные службы смогут развиваться и быть прибыльными. Ниш достаточно много: полный комплекс бытового обслуживания, контракты с развлекательными комплексами, частными пляжами, сотрудничество с охранными предприятиями, создание служб спасения на предприятиях «под ключ» и абонементное обслуживание, работа со страховщиками в качестве экспертов–аудиторов, более серьезные дотации со стороны государства, наконец. Но пока что супермены–спасатели — это герои–одиночки, работающие на благо народа практически безвозмездно.